История Храма

История Храма Воскресения Христова пос. Кожино Рузского района Московской области

Становление Храма

На правом берегу реки Москвы, в трёх-четырёх километрах от Старой Рузы около маленькой речки Елицы, расположилось село Кожино. Это название чаще всего напо-минает местным жителям о санатории «Кожино», построенном в послевоенные годы. Однако история этих мест, надо сказать, очень длинная. Ещё в 1646 году село Кожино было куплено и стало вотчиной Ивана Маркова, сына Поздъева. При нём построена здесь деревянная церковь Воскресения Христова, и Кожино назвали селом Воскресенским.

Первые упоминания о Воскресенской церкви встречаются в церковных метрических книгах по Горбовской волости Рузского уезда, Московской Губернии в 1786 году. В окладных книгах того времени можно прочитать: «По книгам Рузския десятины старосты поповского Предтеченского попа Трофима в нынешнем в 1646 году прибыла вновь церковь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа в вотчине Ивана Поздъева, села Воскресенского, дани 2 алтына, десятильничих гривна». Величина оклада показывает, что сельцо Кожино уже в это время было довольно состоятельным. После Ивана Маркова Поздъева, село с деревянной церковью в 1672 году досталось его вдове Марии с детьми, Петром и Борисом. В 1682 году село Воскресенское на реке Москве, находившееся в Фоминском стане Рузского уезда, принадлежало боярину Григорию Никифоровичу Собакину, потом его сыну Михаилу Собакину, и после оно продано Ивану Максимовичу Языкову, а в 1699 году утверждено за сыном его Семёном Ивановичем. И после смерти Семёна оно досталось, в 1701 году, его вдове Авдотье Ивановне Языковой. Первоначально церковь Воскресения Христова была, видимо, только усадебной и содержалась владельцами села. Но в 1703 году помещица Языкова отделила от своих владений земельные угодья прихода. В это время церковный приход составлял около 50 крестьянских дворов в Кожине и в соседних деревнях: Тимофееве, Баранове, Белках и др. Позднее село неоднократно меняло своих хозяев, так, например, в 1715 году владельцем села был князь Пётр Александрович Кардадинов, а в 1762 году князь Николай Сергеевич Долгоруков. В 1812 году во время нашествия Наполеона деревянная церковь волею Божией практически не пострадала, хотя была разграблена. С помощью доброхотных дателей была исправлена и вновь освящена 28 декабря 1812 года.

Летом 1822 года Урусов собирался приступить к сооружению новой каменной церкви. Проект ее, составленный в 1821 или 1822 году, судя по более поздним источникам, предусматривал объединение храма с колокольней с помощью «открытой галереи с каменными столбами».

Неизвестно, Было ли начато строительство церкви летом 1822 года. По архивным сведениям 1907 года храм был сооружён в 1842 году тщанием действительного статского советника Михаила Ивановича Микулина. Очень важным событием в то время стало перенесение в село Кожино летней (не постоянной) резиденции помещика Морозова. На высоком берегу Москвы-реки был построен грандиозный по тем временам комплекс, включавший основное здание усадьбы, церковь, парк, оранжерею и массу хозяйственных сооружений (хлебопекарню, сараи псарню,помещение для прислуги и т. д.). Вероятно, что в последующее время храм находился в благодетельном ведении Морозовых, ибо как было выше упомянуто, что церковь включалась в комплекс усадьбы. В моменты активной жизнедеятельности усадьба была типичной усадьбой того периода со всей дворянской атрибутикой — церковным приходом, большим штатом прислуги, прогулками на каретах и даже псовой охотой. Охотились в лесу в районе водонапорной башни в деревне Старониколаево.

О великолепии усадебного комплекса можно сейчас судить лишь по сохранившейся церкви. Это была однопрестольная церковь Воскресения Словущего с отдельно стоящей колокольней, хотя в соответствии с первоначальным проектом, церковь должна была быть объединена с колокольней открытой галереей. Каменная, с такой же колокольней, прочна, крыта железом, обнесена кругом каменной оградой с железными решётками. Престол один во имя Обновления Храма Воскресения Христова. Согласно клировым ведомостям за 1916 г. при церкви было земли 33 десятины (одна десятина равна 1,092 гектара), 40 книг; к ней была приписана домовая церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы в сельце Костине (Мамонове) – каменная с колокольней, крытая железом, устроена в 1853 г. тщанием действительного статского советника Алексея Федоровича Львова (в настоящее время церковь Воздвижения Креста Господня в деревне Костино).
Церковь Воскресения, выстроенная в стиле ампир, церковь не сразу приобрела свой теперешний облик. В виде массивного кубического здания, с равными выступами алтаря и притвора, церковь завершалась низким барабаном с большим куполом. Ощущение строгости, застылости несколько уменьшали полукруглые углубления на фасаде, разделяемые фигурным поясом кладки — тосканским антаблементом. Это Было решение выразительного усадебного храма — усыпальницы с отдельно стоящей колокольней. Вскоре после окончания строительства, видимо, по моде того времени, между колокольней и огромным кубом храма Была встроена трапезная. Очень маленькая и узкая, она объединяла все постройки кожинской церкви в одно строение. 27 ноября 1906 года скончался от водянки в возрасте 36 лет почетный гражданин Морозов Николай Давыдович, правнук знаменитого Саввы Васильевича Морозова, предпринимателя и мецената, основателя династии Морозовых. Погребение его на приходском кладбище Воскресенской церкви совершили священник Михаил Архангельский и псаломщик Н. Громов.
В 1907 году колокольню соединили с церковью притвором с боковыми входами по проекту архитектора Николая Николаевича Благовещенского (1867-1926). Но в таком виде церковь про-существовала не долго. После октябрьского переворота 1917 года, с приходом безбожнической власти, усадьба прекратила выполнять свое прямое предназначение, многие помещения использовались под склады, а позднее были и вовсе разрушены. В основном здании усадбы длительное время находился детский санаторий, однако в середине 50-х годов оно было снесено по распоряжению Культстроя. А на его месте было построено ныне существующее здание детского сада. В течение некоторого времени существовала оранжерея, но без необходимого ухода скоро пришла в упадок (ныне не сохранилась). В мае 1934 года постановлением № 811 Храм Воскресения Христова был закрыт. Церковь была частично разрушена около 1936 года. Местные жители дают очень впечатляющую картину разрушения; когда, например, с колокольни был сброшен колокол, «все, как один, упали на колени» (из разговора со свидетелем).
Гораздо позже, в 1964 году, по разрешению Можайского Райисполкома был создан проект клуба, располагающегося в храме. Проектом предусматривалось в главной части здания соорудить зрительный зал на 196 основные мест с устройством сцены и экрана, при этом сцена устраивается в бывшем алтаре церкви и имеет самостоятельный вы-ход. Из зрительного зала предусматривалось два за-пасных выхода. Помещение под колокольней должно было использоваться под гардероб. В новой кирпичной одноэтажной пристройке предполагалось разместить сан. узлы, со входом из вестибюля. К счастью ми-лостью Божией проект осуществить не удалось. Позднее в храме находился склад туберкулёзного санатория № 58. К сожалению, совсем не ясно, когда и кем создавался внутренний декор этого храма. Изучение остатков иконостаса, проведённого в 70-х годах позволяет допустить, что он был перенесён сюда из какого-то другого храма, размерами не уступающего Кожинскому. С 1994 года верующие жители поселка начали пытаться своими силами и средствами восстанавливать храм. Разбирали мусор, собирали средства, материалы, обращались к священноначалию за ходатайством. Процент внешних утрат был велик, поскольку храм претерпел несколько перестроек. По выходным служились молебны, позднее стала совершаться литургия.
В 2001 году указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия был назначен настоятель храма – священник Владимир Иванов. В достаточно небольшой срок удалось восстановить литургическую жизнь и частично внешний облик храма. У храма образовалась община, и появились постоянные прихожане. До революции около храма со стороны Москва-реки находилось кладбище. В советский период, в то время когда храм был закрыт, на территории кладбища для хозяйственных нужд местных жителей, прямо на могилах, были выстроены сараи. На сегодняшний день хозяйственные постройки с бывшего кладбища удалось убрать. Было откопано большое количество останков людей, многие из которых находились прямо под полами сараев, в ямах с мусором. Останки были перезахоронены в братскую могилу около храма. В настоящее время храм открыт ежедневно, регулярно совершаются богослужения.
Прокрутить наверх